Если говорит о референдуме, значит речь идет о гораздо более крупных территориальных обменах

Если говорит о референдуме, значит речь идет о гораздо более крупных территориальных обменах

Собеседник «Грапарак» политолог Акоп Бадалян

- Что, по-вашему, может означать заявление Пашиняна о решении вопроса демаркации границы с Азербайджаном путем референдума?

- Никол Пашинян сам заявил, что может пойти на территориальный обмен, сказав, что мы можем отдать 100 метров от территории Армении, 100 метров от территории Азербайджана взять. С точки зрения чистой логики вполне понятно, что процесс демаркации предполагает такие договоренности. Но я думаю, что проблема вовсе не в 100 метрах, иначе любой обмен в таких масштабах мог быть осуществлен в технической логике. Конечно, если речь идет о референдуме, это означает, что речь может идти о гораздо более крупных территориальных обменах. Первое, что приходит на ум, конечно, что речь может идти о так называемых анклавах, то есть о соглашении между Арменией и Азербайджаном, которое предполагает   следующую логику: Азербайджан отказывается от своих так называемых анклавов, Армения отказывается от Арцвашена и сохраняет статус-кво. Уже в этом случае может возникнуть необходимость в референдуме в формальном смысле. Думаю, что речь, скорее всего,  может идти именно об этом.  Могут ли быть другие территориальные обмены с другой логикой, затрудняюсь сказать, потому что я не знаю деталей так называемых переговоров или процесса демаркации.  Но в этом смысле очевидно, почему может возникнуть необходимость референдума, и Пашинян очень ясно представил логику.

- Какие еще проблемы Пашинян решает этим заявлением?

- По моему мнению, это было сделано, как минимум, чтобы проверить общественные настроения и узнать возможную реакцию  общества. Это вовсе не означает, что этот вопрос может возникнуть завтра или в обозримом будущем. Но тот факт, что Никол Пашинян изучает эти настроения, то есть зондирует эту тему, возможно, свидетельствует о том, что она находится на стадии серьезного обсуждения между Азербайджаном и Арменией, возможно и  так называемыми посредниками.  Что касается основных политических акторов, то, возможно, у них есть источники информации и такой сценарий для них не является неожиданностью, а заявление Пашиняна вряд ли стало для них сюрпризом. Поскольку может возникнуть необходимость принятия какого-либо решения путем территориального обмена, то референдум является как минимум формальным требованием конституции и законов.

Таким образом Пашинян попытается легитимизировать свои политические решения, помимо, конечно, выполнения формального требования, не выполнить которое просто невозможно, если речь пойдет об обмене в крупных масштабах, когда невозможно, условно говоря, замаскировать техническими средствами и т.п. Во-вторых, Пашинян может даже референдум по таким вопросам представить, как референдум о политическом доверии.

 - Референдум – это вопрос, который оказывает непосредственное воздействие на все внутриполитические группы. Ппопытается ли Пашинян воспользоваться этим и здесь?

- Конечно, в широком смысле это может быть определенным шагом во внутриполитических вопросах, с помощью которого Никол Пашинян может попытаться поставить оппозицию или оппозиционные группы, или протестное движение перед какой-то ситуацией. Иначе говоря, создать ситуацию и создать необходимость высказать свою позицию по отношению к этой ситуации.  Конечно, причиной здесь может стать процесс демаркации и делимитации, но и поводом для Пашиняна, чтобы попытаться   создать ситуацию во внутриполитическом поле и поставить своих соперников и оппонентов перед необходимостью занять определенную позицию по отношению к данной ситуации. По большому счету это будет означать перемещение мяча на поле соперника.

Айка Алоян