Не может быть мира, пока  в Азербайджане незаконно удерживается столько армян

Не может быть мира, пока  в Азербайджане незаконно удерживается столько армян

Собеседник «Грапарак» Сирануш Саакян, правозащитница, представляющая интересы армянских военнопленных в ЕСПЧ   

- Секретарь Совета безопасности Армен Григорян на вчерашнем брифинге заявил, что так называемое мирное соглашение не связано с вопросом содержащихся в Баку.армянских военнопленных, Это было сказано в контексте разговоров о том, что военнопленные могут вернуться до подписания мирного соглашения. Но это заявление можно понять и в другой логике. Кстати, находящиеся в состоянии войны Россия и Украина 25 мая обменялись пленными, а власти Армении, ежедневно говорящие о мире и солидарности с Азербайджаном, ничего в этом направлении не делают. Как вы думаете, они не могут или не хотят решать вопрос пленных?

-  С моей стороны заявление приемлемо, я его приветствую. Как вы знаете, мы критиковали правительство за то, что оно не ведет самостоятельные переговоры по возвращению пленных, ставит его в зависимость от подписания мирного договора и выполнения всех его пунктов, в то время как этот вопрос требует безотлагательного гуманитарного решения. Поэтому в этом направлении следует проводить отдельную политическую, дипломатическую работу. Вне зависимости от мирного договора и его положений, пленные должны как можно скорее вернуться в Армению. Если мы будем связывать все эти вопросы с политикой, то подтвердим, что они являются заложниками и не вернутся до тех пор, пока Азербайджан не получит все, что ему нужно. 

Мы призывали к проведению независимой  работы по решению именно гуманитарных проблем. Остается только воплотить в жизнь это заявление. Мы видим тенденцию к   использованию Азербайджаном фактора пленных в качестве дополнительного рычага для усиления давления на власти Армении. Мы требуем от наших международных партнеров независимого подхода к этой проблеме.  Решение этого вопроса может способствовать миру. Почему? Потому что решение гуманитарных проблем формирует атмосферу взаимного доверия в обществе, которая может стать фактором, способствующим установлению мира.  Без выдвижения предусловий и даже после подписания документов, нет уверенности в положительном результате, поскольку не может быть мира, в то время как в Азербайджане незаконно удерживается  столько армян.

- У вас есть точная информация, скольких военнопленных посетил Красный Крест несколько дней назад?  Есть ли среди находящихся в плену представителей военно-политического  руководства те,  кого Красный Крест не  смог посетить?

- По нашей информации, встречи были со всеми без исключения, не только с высокопоставленными лицами, но и с другими военнопленными.  Суть передаваемой информации, конечно, разная, но у нас нет информации о том, что с какими-то людьми не удалось встретиться.

- То есть, по крайней мере,  известно, что все живы и здоровы.

- Красный Крест смог навестить всех. Психологическое состояние, условия содержания, состояние здоровья людей не идентичны, и я не могу сказать, что они  пребывают в хорошем состоянии.

- Почему вы пришли к такому выводу?

- Из полученной от членов семьи информации.

- А конкретнее?

- Более конкретно сказать не могу, потому что эта информация должна быть доступна только членам их семей и адвокатам. В рамках юридических процессов  распространяется информация, как это произошло в случае с Рубеном Варданяном.

-  На какой стадии находятся уголовные дела высокопоставленных руководителей Арцаха?  Нам известно, что дела переданы в суд. Когда  могут начаться судебные процессы?

- В Азербайджане под стражей находятся 23 армянина, захваченные или арестованные до сентябрьских событий 2023 года.  Их дела находятся в суде. В подавляющем большинстве они закрыты, в некоторых случаях решение не подлежит изменению. Что касается лиц, взятых в плен во время сентябрьских событий, только недавно было объявлено о завершении предварительного следствия, судебные слушания еще не состоялись. Даты судебных заседаний пока неизвестны, мы не исключаем, что они могут затянуться. По крайней мере, не в ближайшие недели.

-  Когда судебные процессы продвигаются медленно, армянская сторона выигрывает от этого или страдает?

- Я думаю, что в содержательном плане мы столкнемся с теми же проблемами. Иногда освобождение бывает возможно при наличии судебных актов, когда человек подвергается тюремному заключению, после чего он может вернуться на родину. Если единственным препятствием для освобождения лиц являются судебные процессы, то после этого они должны быть освобождены. Армянской стороне здесь есть что делать, судебные процессы должны быть оспорены на международном уровне, чтобы акты не были признаны международными судами, было зафиксировано ограничение свободы и так далее. До сих пор не было ни одного судебного заседания, формально было предоставлено время для ознакомления с материалами дела.

- Есть ли какая-либо реакция или подвижки со стороны международных структур?

- Проблема находится в центре их внимания, озвучиваются призывы к немедленному освобождению, звучат резкие осуждения, связанные с вопросами пыток и бесчеловечного обращения. Например, в мае было опубликовано заявление Комитета ООН против пыток, содержащее резкие оценки. Зафиксировано, что в Азербайджане преступники  не наказываются, более того, иногда и поощряются.

Айк Геворгян