Турция пытается снизить напряженность в отношениях между Анкарой и Москвой

Турция пытается снизить напряженность в отношениях между Анкарой и Москвой

Собеседник «Грапарак» тюрколог Мгер Абрамян

-  Вчера состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна  со своим турецким коллегой.  В сообщении отмечается, что министры говорили о продолжающемся диалоге между двумя государствами, а также о выполнении достигнутых двусторонних договоренностей. О каких договоренностях идет речь, когда в отношениях между двумя странами все построено по принципу султан-вассал.

- Сегодняшние власти встали на путь именно упомянутых вами отношений вассал-султан, преподносят это армянскому обществу в очень красивой упаковке, называя этот пакет   реальной Арменией и в этом контексте продолжают диалог.  Исходя из вышеизложенного, продолжительность осуществляется уже не на предусловиях, а на требованиях, которые Турция предъявляет к этой власти.

- Как вы думаете, кто был инициатором   телефонного звонка?

- Точной информации об этом нет, и я думаю, что в данном случае это и несущественно, поскольку от этого турецкие требования не изменятся.

- Турецкая пресса каким-то образом затрагивает происходящие процессы или нет?

- Да, в турецкой прессе есть активность как в плане распространения новостных материалов, так и в колонках различных обозревателей. В основном это не входит в число обсуждений первоочередных проблем, но контекст - это требования, которые Турция предъявляет с использованием «мягкой силы». Безусловно, подчеркивается победа Азербайджана и оккупация армянских территорий.

- В Армении есть аналитики, которые пытаются убедить общественность в том, что у Турции и Азербайджана противоположные интересы.

- Это очередной бред так называемых аналитиков, которые понятия не имеют о целях и государственных интересах Турции на Южном Кавказе. В свое время нормализовать армяно-турецкие отношения без предусловий и реализовать Цюрихские протоколы не удалось из-за того,  что эти двое являются «одной нацией-двумя государствами». После 44-дневной войны 2020 года и Шушинской декларации тандем «одна нация - два государства» еще больше укрепился, и Турция стала играть еще более решающую роль в Азербайджане. Алиев обсуждает все свои шаги с Эрдоганом, и, например, на недавней двусторонней встрече Алиев обсуждал с последним вопрос об изменении Конституции Армении.

- Эрдоган заявил, что в ближайшее время встретится с Путиным в Астане. Какова российско-турецкая повестка  на данный момент и кто является инициатором, если учесть, что Эрдоган первым сказал об этом.

- На данный момент я могу отметить, что в отношениях Анкара-Москва возникла определенная напряженность после того, как Владимир Путин очень грубо ответил журналисту турецкого агентства «Анадолу", отметив, чтобы они обязательно передали Эрдогану, что идущий в Турцию газопровод Украина поражает турецкими беспилотниками. Чтобы преодолеть эту напряженность, турецкая сторона пытается сгладить сложившуюся ситуацию различными дипломатическими средствами, стараясь восстановить транзит через Турцию зерна и других товаров, экспорт которых из России на Запад, особенно в Европу, запрещен.

- После теракта в Дагестане начались дискуссии о том, что он может быть следствием проводимой Эрдоганом пантюркистской пропаганды.  Верно ли такое утверждение?

- Конечно, Эрдоган открыто не объявляет себя поборником панисламизма и пантюркизма, но полученное им образование и политические учителя являются носителями именно этого направления. Есть версия, что эти террористы были подготовлены в Турции, которая, думаю, является достаточно достоверной, поскольку действующие в Москве террористы также были подготовлены там. Эрдоган позиционирует себя активным борцом против терроризма, но особенно в последние годы там готовится довольно много террористов. Это  мы поняли во время войны 2020 года, это было подтверждено самой Россией.

Айка Алоян