Почему Азербайджан вдруг начал торопиться? 

Почему Азербайджан вдруг начал торопиться? 

В последние дни различные официальные лица Турции и Азербайджана заявляют, что «мирный договор» между Арменией и Азербайджаном должен быть подписан как можно скорее. Политический аналитик Арман Абовян уверен, что договор попытаются подписать осенью на полях COP-29 - международной конференции  ООН по изменению климата.  Политический аналитик Давид Карапетян в беседе с «Грапарак» сказал, что в целом, Алиев делает заявления как явный враг Армении и армянского народа, и все его планы реализуются согласно его сценарию, против которого не возражает действующая власть Армении. "Последние события,  так называемая демаркация была проведена на 15-20-километровом участке Тавушской области, и Алиев объявил миру, что без единого выстрела под контроль Азербайджана перешли  4 села,  территории, а также военно-стратегические и тактические опорные пункты. Получается, что Алиев повторил свое заявление, сделанное несколько недель назад, о том, что все переговоры с Арменией продолжаются в соответствии с азербайджанской повесткой", - сказал Карапетян. Иначе говоря, Армения снова должна пойти на односторонние уступки и в других областях: будь то Гегаркуник, Вайоц Дзор или Гюмри.

А почему вдруг турецко-азербайджанский тандем заговорил о том, что все должно быть сделано как можно скорее?  По мнению политолога, у Алиева очень большие фобии, связанные, как он выражается, с реваншистскими силами.  «А вы знаете, какие переломные события могут произойти во внутриполитической жизни Армении, связанные с движением архиепископа  Баграта. Поэтому он боится и синхронно с властями Армении, в частности, договариваясь с Николом Пашиняном, действуют сообща. ... Естественно, ему не выгодно резкое изменение ситуации,  и он хочет капитализировать все свои достижения и победы,  закрепить это на бумаге,  подписанием "мирного соглашения ", - сказал политолог.

Карапетян отмечает, что слово «срочно» здесь является ключевым, поскольку весьма вероятно, что война на Украине в ближайшее время будет заморожена, и все внимание будет сосредоточено на нашем регионе, особенно после перемен в Иране.  «Другой момент - это ослабление их агента влияния, премьер-министра Армении и его команды. Есть риск проигрыша, они могут стать свидетелями смены власти, которая в целом может привести к изменению ситуации. Не исключено, что в ближайшие месяцы в результате других  международных конфигураций мы получим иную картину и во внутриполитическом контексте. Исходя из этих опасений, Алиев хочет зафиксировать все свои достижения и победы", - сказал Карапетян.

На вопрос, означает ли это, что после войны на Украине Россия попытается восстановить былое влияние в регионе, политолог ответил: «И это тоже. Несмотря на то, что нет открытого влияния российского фактора, они активно следят за процессами. Происходящее в Грузии вызвало большое возмущение на Западе. Но мы понимаем, кто является адресатом. Исходя из этой логики становится понятно, что Россия не уйдет из региона: несмотря на то, что армяне вынуждены были покинуть Арцах, несмотря на вывод оттуда миротворческого контингента. У Российской Федерации на Южном Кавказе есть свои геополитические амбиции, надежды и ожидания. Все может со временем измениться, потому что они не изменили свою  национальную доктрину по Южному Кавказу".

На вопрос, есть ли в этой доктрине мощная Армения, способная защитить себя, политолог ответил отрицательно.  «Россия всегда рассматривала Армению в качестве своего  плацдарма, конечно, с высоким статусом суверенитета и самообороны.  Но следует признать, что Армения для них – южные ворота и, соответственно, надежный союзник и страна-партнер. Во многих случаях, когда им это выгодно, они называют нас  братским государством.  Я могу часами перечислить здесь все неправильные и преднамеренные шаги Российской Федерации  по отношению к нам, но я также хочу, чтобы общество поняло, что в международных отношениях нельзя говорить или относиться к России со злопамятством и обидчивостью, понимая, с какими  опасностями и катастрофами мы можем столкнуться. Учитывая пример Украины и Грузии, мы должны понимать, что в дополнение к имеющимся у нас проблемам в виде турецко-азербайджанского тандема, нам не нужна еще одна дополнительная проблема с Россией. Если мы не можем строить отношения с Россией, нам не нужно делать из нее врага», - сказал  Д.Карапетян

Айка АЛОЯН