Потом потребуют переименовать площадь Республики и назвать именем отца Алиева
Коснувшись вопроса возвращения армянских пленных начальник пресс-службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде сказал: «Азербайджан не имеет никаких обязательств по освобождению военных преступников и представителей режима сепаратистской хунты». Он отметил также, что Азербайджан до сих пор, придерживаясь принципов гуманизма, передал Армении всех военнопленных. Об этих недипломатических заявлениях мы поговорили с бывшим послом Армении в Канаде Левоном Мартиросяном:
- МИД Азербайджана заявляет, что в их тюрьмах находятся не военнопленные, а военные преступники. Принято ли в дипломатической практике, чтобы МИД государства, касаясь вопроса военнопленных, говорил о гуманизме и давал оценки, которые больше похожи на приговор.
- А насколько важно то, что МИД Азербайджана говорит об армянских военнопленных? Они пленники и заложники в азербайджанских тюрьмах только потому, что - армяне. Я думаю, что это часть общей картины, которая свидетельствует о том, что Азербайджан будет использовать любой предлог, чтобы не подписывать мирный договор с Арменией, по той простой причине, что Турция и Азербайджан не хотят заключать мирный договор и устанавливать мир с Арменией, потому что не хотят существования Армении в целом. Для них Армения - недоумение в их дальнейших планах. Они даже не скрывают этого и нам понятны их намерения. Еще с 90-х годов, многие, не все, конечно, выдвигали тезис о том, что, уступая в чем-то, мы можем добиться мира. Этой же идеи придерживался и первый президент. Но я был одним из тех, кто возражал, утверждая, что это, к сожалению, невозможно, потому что Азербайджан, Турция не хотят мира с Республикой Армения. Следовательно, на какие бы уступки мы не пошли, мира не будет, и на это нужно настроиться.
Возьмем, к примеру, Израиль. Это - страна, у которой можно много чего позаимствовать. Израиль знает, что бы ни случилось, с некоторыми соседними государствами мира не будет. Смирившись с этой мыслью, Израиль сегодня продолжает развививаться и т.д. Было бы желательно, чтобы и Израиль, и Армения имели дружественные отношения со всеми своими соседями, но поскольку по объективным или субъективным обстоятельствам это невозможно, мы должны смириться с этой мыслью. Азербайджан и Турция не подпишут мирный договор с Арменией, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Свидетельством тому являются выдвигаемые ими абсурдные предлоги. Например, говорят об изменении Конституции, об удалении горы Масис с герба. Если даже власти Армении выполнят эти требования, Баку выдвинет более абсурдные. Например, потребуют, чтобы в Армении не было улиц с именами героев Арцаха. Могут скажем, потребовать переименовать площадь Сахарова в площадь Азизбекова, или переименовать площадь Республики и назвать в честь отца Алиева, и так далее. Все это свидетельствует о том, что у Азербайджана просто нет желания устанавливать мир с Арменией.
Конечно, не нужно из всего этого делать трагедию. Как общество, как государство, мы должны понимать, что еще долгое время мы можем находиться в этом статусе. Используя внутренние ресурсы нам нужно продвигаться вперед, чтобы стать сильным государством и противостоять Азербайджану. Что касается этого заявления Азербайджана, должен сказать, что не исключено, что оно было сделано под влиянием какого-то внешнего импульса. Это было больше похоже на ответную реакцию. Азербайджан не та страна, модель поведения которой следует обсуждать как лучшую.
- Как вы думаете, возможно ли с дипломатической точки зрения возвращение армянских военнопленных? Фактически Азербайджан намекает, что не будет возвращать пленных.
- Единственный вариант, при котором освобождение армянских военнопленных будет возможно - это внешнее давление. Внешнее давление с участием дружественных стран и активная работа как государств, так и международных и неправительственных организаций. Я не думаю, что этот вопрос сегодня стоит на повестке, и это большая проблема.
- Говоря о Рубене Варданяне, Никол Пашинян на своей последней пресс-конференции обвинил его, намекая на то, что он был направлен в Арцах не с благими намерениями. Отметим, что после подобных заявлений Азербайджан еще более наглеет.
- Я знаком с Рубеном Варданяном и очень уважаю его. Считаю, что нельзя рассматривать отдельно его личность. Проблема не в его личности. Есть десятки военнопленных, и мы, как государство, так и общество, должны думать обо всех.
- Никол Пашинян в негативном смысле выделяет Варданяна.
- Нужно говорить обо всех. И о солдатах в том числе, но не в негативном смысле. Они все армяне, и мы должны задуматься о судьбе каждого из них. Двух мнений здесь быть не может.
Айк Геворгян
Կարծիքներ