Никол Пашинян: «Процесс сближения между Арменией и Турцией сегодня воспринимается обществом гораздо позитивнее, чем раньше»

Ниже представлен перевод статьи, опубликованной в турецком агентстве Т24. Автор статьи – Барчыг Йынанч (Barçın Yinanç)
Премьер-министр Армении Никол Пашинян впервые встретился с группой журналистов из Турции в Ереване и сделал важные заявления о процессе нормализации отношений между двумя странами. В частности, он затронул тему обвинений в геноциде, которые традиционно считаются одним из препятствий на этом пути. «Наша официальная позиция заключается в том, что международное признание Геноцида армян сегодня не входит в число приоритетных вопросов нашей внешней политики», — заявил Пашинян. По его словам, нормализация отношений с Турцией, даже если она затянется, является лишь вопросом времени.
Говоря о восприятии истории, премьер-министр подчеркнул: «В своих выступлениях как в Армении, так и перед нашими соотечественниками в диаспоре, я подчеркиваю, что мы должны отделять историю от настоящего. Мы не можем воспринимать историю и настоящее одинаково, потому что сегодняшний день — это сегодняшний день, а история — это история».
Пашинян также отверг критику в том, что процесс нормализации армяно-турецких отношений не дал результатов. По его словам, по сравнению с предыдущими годами сейчас наметился ощутимый прогресс в диалоге и сотрудничестве между двумя сторонами. «Я вижу политическую волю, но главное, чтобы эта политическая воля продолжала развиваться взаимно», — отметил он. Премьер-министр подчеркнул, что на сегодняшний день преодолены многие психологические барьеры. Пашинян заявил, что нормализация может затянуться, но добавил: «Если мы не нанесем этому процессу существенного, преднамеренного вреда, то, по моему мнению, нормализация армяно-турецких отношений теперь лишь вопрос времени».
Пашинян заявил, что установление мира в регионе должно быть приоритетом и подчеркнул значимость текущего момента: «Перед нами стоит важная историческая возможность. Как премьер-министр Армении, я хочу ею воспользоваться».
Значительная часть встречи, длившейся около двух часов, была посвящена процессу нормализации отношений между двумя странами. Премьер-министр Армении охарактеризовал его как «беспрецедентную возможность и беспрецедентный формат», отметив, что «подобная встреча в таком формате ранее не проводилась».
После войны в Нагорном Карабахе обе страны назначили специальных представителей для нормализации отношений. Несмотря на принятое в 2022 году решение об открытии границы для граждан третьих стран и владельцев дипломатических паспортов, оно до сих пор не реализовано. Пашинян выразил ожидание его выполнения, проявляя осторожный оптимизм и не соглашаясь с критикой процесса.
«Сегодня между Арменией и Турцией действительно налажен прямой диалог, что является значительным изменением по сравнению с предыдущими этапами наших отношений. Дипломатические представители обеих стран поддерживают постоянный контакт. Со стороны это может показаться незначительным, но для меня и для государственных управленцев это ощутимый результат. Ранее у нас даже не было возможности прояснить позиции друг друга», — подчеркнул Пашинян.
Пашинян заявил, что также увидел в Анкаре политическую волю к нормализации: «Это может показаться не такими уж большими достижениями, но если учесть, где мы были в предыдущий период, это, безусловно, очень значительный прогресс. Однако очень важно подчеркнуть, что это динамичный процесс, и, конечно, следует приложить усилия для того, чтобы эта динамика не прекратилась и продолжалась. Кроме всего прочего, это зависит от политической воли лидеров и правительств двух стран. Я вижу политическую волю, но важно то, что эта политическая воля продолжает развиваться взаимно».
За это время мы несколько раз встречались с президентом Эрдоганом, проводили телефонные переговоры. Министры иностранных дел поддерживают регулярные контакты. Наш министр регионального управления и инфраструктуры связался со своим турецким коллегой, установлены контакты и на уровне министров образования, науки, культуры и спорта. Взаимодействуют также специальные представители обеих стран. У нас есть конкретные примеры сотрудничества: недавно мы экстрадировали в Турцию двух человек, разыскиваемых или обвиняемых турецкой системой правосудия. Пашинян также отметил значительный объем торговли между Арменией и Турцией, а также сотрудничество при избрании турецкого дипломата на пост Генерального секретаря ОБСЕ.
Он подчеркнул, что в Анкаре видит политическую волю к нормализации отношений:
«Это может показаться не столь значительными достижениями, но если учитывать, откуда мы начинали, то прогресс, безусловно, существенный. Однако важно понимать, что этот процесс динамичен, и необходимо прилагать усилия, чтобы его развитие не остановилось. В конечном счете, это зависит от политической воли лидеров и правительств обеих стран. Я вижу эту волю, но важно, чтобы она продолжала развиваться и укрепляться».
«7 минут о развитии отношений»
«Послушайте, я уже минут 5–7 перечисляю текущие проблемы в наших отношениях. Это показывает, что у нас, по крайней мере, есть что перечислить; Если бы вы спросили меня 7 лет назад, мне, вероятно, было бы нечего перечислить».
«Лайки Facebook» для контактов
В своих заявлениях премьер-министр Никол Пашинян отметил, что процесс сближения между Арменией и Турцией сегодня воспринимается обществом гораздо позитивнее, чем раньше. «Как вы знаете, ранее сама идея контактов между представителями Армении и Турции могла вызывать неоднозначную реакцию в социальных сетях и на других площадках. Конечно, общественная реакция в определенной степени влияет и на действия избранной власти», — подчеркнул он. Пашинян привел в пример интересный символичный момент: «Когда я провожу встречи с лидерами разных стран в Нью-Йорке и делюсь небольшими фрагментами этих встреч на своей странице в Facebook, я замечаю, что самой популярной, самой просматриваемой и самой понравившейся встречей среди пользователей наших социальных сетей оказывается встреча с президентом Турции. Это меня удивляет». «Вы, возможно, думаете: "Мы обсуждаем лайки в Facebook?" Но это показатель настроений. Например, наша первая встреча с лидером Турции воспринималась совершенно иначе. Тогда сам факт диалога вызывал негативную реакцию, а главным вопросом было: "Зачем премьер-министру Армении проводить такую встречу?" Сегодня мы видим совершенно иную картину», — заключил Пашинян.
«Многие психологические барьеры теперь преодолены»
Многие психологические барьеры уже преодолены, и я считаю это успехом. Поэтому пессимистам я говорю: пока еще рано утверждать, что этот процесс и эта политика потерпели неудачу. Более того, если мы продолжим делать небольшие шаги последовательно, спокойно, аргументированно и с уважением друг к другу, вопрос уже не будет стоять так: «Состоится ли нормализация или нет?» — это неизбежно. Вопрос будет звучать иначе: «Когда наступит нормализация?» Это лишь вопрос времени, на который, конечно, будут влиять различные обстоятельства.
«Нормализация теперь — лишь вопрос времени»
Нормализация может быть отложена еще на три месяца, шесть месяцев или год. Но сегодня я считаю, что это лишь вопрос времени, и нам следует проявить терпение в этом процессе. Прежде всего, мы должны принять принцип «не навреди». «Если мы не нанесем этому процессу существенного, преднамеренного вреда, то, по моему мнению, нормализация армяно-турецких отношений теперь лишь вопрос времени».
«История есть история, сегодня есть сегодня»
В ходе встречи, на которой каждый из десяти журналистов имел право задать один вопрос, Пашинян также высказался о восприятии истории, которое, по его мнению, стало заложником в отношениях двух стран: «Есть утверждение: „Из истории следует извлекать уроки“. Однако ни на одной странице истории четко не написано, в чем именно заключается этот урок. Какой урок будет извлечен, как история будет воспринята и использована — это целиком и полностью вопрос политического выбора и восприятия. Будем ли мы использовать историю как источник информации для понимания настоящего и будущего, как руководство для их строительства, или же мы останемся жить в истории? Когда речь заходит об истории и ее уроках, неизменно возникают споры, поскольку каждый воспринимает ее в соответствии со своей политической точкой зрения. Другими словами, даже в пределах одного общества могут существовать разные интерпретации прошлого».
«Международное признание геноцида не является приоритетом»
За заявлением Пашиняна последовал вопрос об обвинениях в геноциде: Премьер-министр Армении заявил: «Ушел ли этот вопрос в прошлое в отношениях между Арменией и Турцией? Армения ранее проводила политику признания геноцида в парламентах разных стран. Можно ли сказать, что эта политика больше не будет реализована? На этот вопрос он дал следующий краткий ответ: «Наша официальная позиция заключается в том, что международное признание Геноцида армян сегодня не входит в число приоритетов нашей внешней политики. Полная статья по ссылке: https://t24.com.tr/haber/ermenistan-basbakani-pasinyan-dan-tarihi-aciklamalar-soykirimin-uluslararasi-taninmasi-oncelik-degil-turkiye-ile-normallesme-artik-sadece-zaman-meselesi,1225578#google_vignette
Рузанна Арутюнян
Կարծիքներ