Пашинян шаг за шагом выполняет требования Алиева

После заявления министра иностранных дел Азербайджана о принятии Арменией двух несогласованных положений так называемого мирного договора, официально МИД Армении заявил, что соглашение готово к подписанию, и Армения готова обсудить сроки с Азербайджаном. До этого Арарат Мирзоян утверждал, что были приняты два пресловутых положения — требование Баку отозвать международные иски и вывести размещенные на границе силы третьих стран. Мирзоян также отметил, что армяно-азербайджанский договор может быть подписан раньше, чем будет урегулирован украинский конфликт.
Это, безусловно, не случайное замечание, и оно подчеркивает, что по крайней мере одна из сторон — Пашинян — торопится подписать документ, прежде чем возможные изменения в регионе повлияют на ситуацию. Однако сигналы Азербайджана не предполагают, что сценарий, упомянутый Араратом Мирзояном, осуществится. Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов заявил, что на следующем этапе из Конституции Армении должны быть исключены территориальные претензии к Азербайджану, а также распущена Минская группа.
Очевидно, что Баку не будет удовлетворен лишь изменением Конституции и продолжит проводить свою «политику кукушки». Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев в тот же день заявил: «Лица, находящиеся в Армении и совершившие преступления против Азербайджана, также должны быть привлечены к ответственности. Преступления Армении не будут забыты». В Баку настолько игнорируют желания армянских властей, что даже не сочли нужным выпустить совместное заявление о завершении переговоров по мирному соглашению.
Эти два требования — лишь часть бесконечного списка условий, которые ставит Баку. Пашинян, шаг за шагом, выполняет желания Алиева, но ничего не получает взамен. Как отметил эксперт по переговорам Артур Мартиросян, если одна из сторон заявляет, что она достигла соглашения по всем вопросам, кроме одного, это значит, что это соглашение не может быть утверждено окончательно. Даже если у Никола Пашиняна есть сильное желание изменить Конституцию, для этого требуется референдум. Но представьте себе сценарий низкой явки на референдуме или если Конституция не будет принята.
Такой сценарий, безусловно, не исключен, но, как подчеркивает Мартиросян, вероятность его реализации зависит от политической ситуации в Армении. Когда рейтинг правящей силы падает до 10% или ниже, будет трудно провести изменение Конституции, особенно в условиях общественного давления. Заявление Байрамова, по сути, означает, что если Армения не выполнит требования, соглашение подписано не будетВозможен ли такой сценарий? Да, возможен. Оценивать вероятность его реализации я сейчас не буду, но очевидно, что правящая сила, чей лидер имеет рейтинг 10% или ниже, вряд ли сможет принять новую Конституцию на предстоящем референдуме. Кроме того, такие вопросы не решаются за один день, и заявление Байрамова означает: «Пока вы этого не сделаете, мы не подпишем», — сказал эксперт по переговорам Артур Мартиросян в комментарии «Грапарак», анализируя ситуацию.
Что касается упоминания Араратом Мирзояном российско-украинского урегулирования, а еще точнее, российско-американских переговоров, то Мартиросян отмечает, что Россия уже ясно указала, о чем они хотят вести переговоры. Американский переговорщик находится в Москве, и трудно представить, что он предложит что-то, что приведет к негативным последствиям для России. Мартиросян подчеркивает, что давление США на Россию вряд ли будет эффективным, поскольку это затруднит продолжение переговоров и исход войны. В текущей ситуации вопрос в том, что можно сохранить в проекте «Украина», потому что, если не будет предпринято действий сейчас, ситуация станет более уязвимой позже.
Сейчас у Трампа также есть внутренние проблемы. В пятницу состоится важное голосование в Сенате, где некоторые сенаторы придерживаются проукраинской и антироссийской позиции. Поэтому Трамп, вероятно, попытается в этот день показать, что оказывает давление на Россию. Единственный способ убедить в этом — это представить неопубликованные предложения о сотрудничестве в области архитектуры безопасности, включая Евразийский регион. В этом контексте затрагиваются и вопросы, непосредственно касающиеся нашего региона. Возможно, именно поэтому Алиев и Пашинян спешат достичь определённых договорённостей, чтобы поставить всех перед фактом. Однако, как бы они ни договорились, если между крупными игроками будет достигнуто соглашение, их подписи могут оказаться несущественными. В случае необходимости всегда найдётся повод его не принимать.
Эксперт Артур Мартиросян отмечает, что неопределённость сохраняется, и Алиев это хорошо понимает. Именно поэтому он включил в свои требования пункт, который не может быть решён быстро — изменение Конституции Армении. Это даёт время для прояснения ситуации. Разговоры о скором подписании соглашения ведутся давно, но видимого прогресса нет. Есть ещё один важный момент: Алиев осознаёт нестабильность политического положения Пашиняна в Армении, но при этом заинтересован в его сохранении у власти. Поэтому Баку пытается предоставить хоть что-то, чтобы Пашинян мог внутри страны заявить: «Мы подошли вплотную к соглашению, остался лишь один пункт. Народ, давайте изменим Конституцию и добьёмся вечного мира, который я вам обещал».
Что касается визита турецких журналистов в Армению, то он также является важным элементом региональных процессов, которые переплетаются в единую систему. «Азербайджанская сторона уже многое получила, но хочет большего, включая сотрудничество с армянской стороной в так называемом судебном процессе и выдачу «преступников», которые под представлениям Азербайджана нарушили закон на их территории и считаются террористами», отмечает наш Мартиросян, и подчеркивает , что никто не знает, если ли у властей Армении договоренности об этом с Баку.
"Не все договорённости оформляются письменно. Я бы не исключил возможность существования неформальной договорённости, связанной с определёнными обстоятельствами. Возможно, власти пытались убедить в своей готовности действовать, поскольку речь идёт о тех же лицах, от которых они хотели бы избавиться в Армении. Однако на данный момент они ещё не готовы к этому, чтобы избежать дестабилизации в стране. Тем не менее, я не исключаю, что устное обещание могло быть дано — иначе, какой смысл было бы говорить Гаджиеву такие вещи?" — заключает Артур Мартиросян.
Марианна Каграманян
Կարծիքներ