Араик Арутюнян: «Банковская система контролировалась Центральным банком Армении»

Араик Арутюнян: «Банковская система контролировалась Центральным банком Армении»

14 марта продолжился судебный процесс по сфабрикованным уголовным делам в отношении бывших руководителей Республики Арцах. 
 
 На суде им были заданы вопросы касающиеся административно-территориального деления Республики,  назначениях и освобождении от различных должностей, находящейся в обращении валюте, осуществлении внешних и внутренних банковских операций, импорте и экспорте различных товаров, а также о том, название какой страны указывалось в качестве производителя продукции,   о таможенных вопросах, выдаче разрешений или виз лицам, посещающим Республику Арцах, какое учреждение выдавало им удостоверяющие личность документы, порядке сбора средств для бюджета, роли и участии в этих процессах армянского государства, его государственных институтов, вооруженных сил и высокопоставленных лиц.

Сначала прокуроры, защищающие государственное обвинение, задали вопросы   бывшему президенту Республики Арцах Араику Арутюняну, который, отвечая на вопросы помощника генерального прокурора по особым поручениям Тугая Рагимли,  сказал, что продукция, производимая в Республике Арцах,  продавалась за границу через Армению и на ней была маркировка: Made in Armenia. Потому что у Карабаха не было ни права, ни возможностей экспортировать. Он добавил: «Экспортных» наименований было не так много. «Экспортом» занимались лишь несколько компаний. Эти компании были зарегистрированы в Армении как филиалы и ассоциированные компании. Потому что это был единственный способ сертификации и другой документации. На последнем этапе этот продукт экспортировался через Армению. Или передавался какой-то компании, зарегистрированной в Армении».

По словам Арутюняна, «банковская система» страны контролировалась Центральным банком Армении. В Карабахе не было ни валюты, ни банковской системы.

А.Арутюнян сообщил, что граждане Армении могли быть назначены министрами. Он также рассказал о финансировании армии: «Финансирование армии однозначно поступало из Армении. Армия финансировалась из бюджета Министерства обороны Армении. Кроме того, назначения на все должности производились высокопоставленными лицами Министерства обороны Армении. Командующий армией обороны одновременно назывался министром обороны. Когда мы получали конфиденциальное решение о назначении, мы передавали его так, как будто это был наш приказ. О порядке выполнения приказа лучше может рассказать Левон Мнацаканян. Мы лишь говорили, что назначаем министра обороны.

«Карабахская армия считалась подразделением вооруженных сил Армении. По моему мнению, решения принимались сверху вниз – от начальника штаба вниз. Все это делалось тайными процедурами. Я с ними не знаком. Думаю, что Мнацаканян даст на это более четкий ответ. Главной военной фигурой был начальник генштаба Армении, как на войне, так и в мирное время. У министра обороны также есть несколько функций в Армении. Я не знаю, у кого какие полномочия, но главным ответственным лицом был начальник генерального штаба. Не только оружие и боеприпасы, все поставки осуществлялись Министерством обороны Армении».

Он сказал, что не знает точного количества армянских солдат  в Карабахе, но большинство из них были армянские военнослужащие.

А.Арутюнян также коснулся выборов президента: «Эту должность я получил в конце мая 2020 года. Это был самый пик пандемии коронавируса. В июне в Армении состоялось совместное заседание Совета безопасности. Там я встретился с президентом и премьер-министром Республики Армения, обсудил политическую ситуацию, то есть переговорный процесс. Из переговоров я понял, что армянская армия не готова к длительным военным действиям. Когда в конце августа премьер-министр Республики Армения приехал в Карабах, я его принял».

Отвечая на вопросы государственного обвинителя Тараны Мамедовой, он также рассказал о ракетных обстрелах гражданской инфраструктуры и мирных жителей в городе Гянджа. А.Арутюнян заявил, что получил информацию об этом от начальника генштаба вооруженных сил Армении Оника Гаспаряна. «Начальником генерального штаба вооруженных сил Армении был Оник Гаспарян. У меня был разговор с начальником генштаба. На первом этапе он сообщил мне о бомбардировке аэропорта Гянджи. После этого я с ним не общался», - сказал он.

А.Арутюнян рассказал также о Рубене Варданяне, гражданине Республики Армения, суд над которым в настоящее время продолжается в Азербайджане, и сказал, что очень хорошо с ним знаком. «Я знаком с Рубеном Варданяном с 2005 года. Я неоднократно встречался с ним. Последняя встреча должна была состояться в августе, сентябре, октябре 2023 года. Он был государственным министром в течение двух с половиной – трех месяцев», - сказал он.

Очередное заседание суда было назначено на 17 марта