За 7 лет накоплен «коррупционный запас» в 22 триллиона драм

Пришедший к власти под лозунгами социальной справедливости и обещаниями вернуть «награбленное» прежними властями, Пашинян все больше разочаровывает своих избирателей. Власть, которая кормила общество сказками о борьбе с коррупцией, сама погрязла в ней. Если бывшие власти разворовывали страну 30 лет, то команда Пашиняна сделала это всего за 7 лет — от закупок без конкурсов до миллиардных растрат. Хотя власти пытаются имитировать борьбу с коррупцией, арестовывая мелких и средних чиновников, для граждан Армении очевидно: коррупция процветает. Именно поэтому Пашинян буквально выходит из себя, когда ему задают вопросы о коррупции, напоминают о провальных инвестиционных проектах и громких коррупционных скандалах. Видимо, он понимает, что его «мирная повестка» трещит по швам, и единственный способ удержать оставшихся сторонников — это продолжать спекулировать на теме «разграбленной страны» прежними властями и создавать видимость борьбы с коррупцией.
Борьба с коррупцией должна отражаться в бюджете, однако этого не произошло, заявил в беседе с «Грапарак» экс-премьер, лидер партии «Азатутюн» Грант Багратян. «Пашинян берет бюджет 2025 года и сравнивает его с бюджетом 2017 года, заявляя, что денег стало на 2 триллиона больше. Но у нас есть математический анализ: эти 2 триллиона получены за счет инфляции, незначительного экономического роста и повышения налогов. То есть мы не видим сокращения теневой экономики. Есть лишь небольшие суммы, которые раньше не облагались налогами, а теперь облагаются. Но если они просто облагаются, это не имеет отношения к борьбе с коррупцией. 97% дополнительных средств, полученных бюджетом, поступили именно из этих источников.
Более подробно читатели могут ознакомиться с моими профессиональными работами, где все это детально разбирается», — отметил экс-премьер. Багратян подчеркивает, что Пашинян не только провалил декларируемую борьбу с коррупцией, но и усугубил ее. «Если взять, например, недоимки по налоговым поступлениям за последние 7–8 лет, то окажется, что коррупция выросла. Посмотрите: теневая экономика сократилась с 39% до 37%, но при этом каждый год власти Пашиняна говорили о борьбе с коррупцией. 37% от ВВП за 7 лет — это 260% накопленных средств. У меня даже есть такое литературное выражение — "коррупционный запас". Да, может, они собрали какие-то 5–10 миллиардов драм, но за это время накопилось еще около 22 триллионов коррупционных денег. Это приблизительная оценка», — подсчитал Багратян.
Наш собеседник считает неслучайным, что Пашинян нервничает, когда речь заходит о коррупции. Он отмечает, что специалисты — врачи и психологи — смогут это оценить, но очевидно, что эти вопросы ему неприятны. «Коррупция везде: это и 10 миллионов долларов, заплаченные за создание авиакомпании, после чего выяснилось, что этих денег нет. Если говорить о мелочах — коррупция это производство клубники для армии через своих друзей, коррупция это посадка деревьев в Ереване, коррупция это закупка автобусов «MAN», которые производились в три раза дешевле, но тендер выиграли они, и республика потеряла 20 миллионов евро. Коррупция — это когда в Ереване строят здание и отдают 1-2 этажа государственным структурам в управление. Коррупция — это 17-18-этажные дома без парковок, тогда как в Берлине говорят: если строишь 100 квартир, под домом должно быть 150 паркомест. Сегодня в Ереване передвигаться стало невозможно. Весь этот градостроительный беспредел в стране — сплошная коррупция», — перечисляет Грант Багратян. Он добавляет, что градостроительные нормы повсеместно нарушаются, а ежегодные строительные проекты на 500-600 миллиардов драмов полностью погрязли в коррупции.
По убеждению нашего собеседника, в ближайшее десятилетие будущим поколениям придется разбираться с коррупционными схемами этой власти. Что касается разграбления страны предыдущими властями, о котором так любит говорить Пашинян, Багратян отмечает: до сих пор нет ни одного опубликованного судебного решения о возврате «награбленного». «Речь идет о «Рэндж Ровере», который нужно было утилизировать. Человек привез его и сказал: заберите, утилизируйте сами. Я не знаю других случаев, кроме одного-двух, когда государству подарили отель или что-то подобное. Продали они его или нет, сколько копеек попало в бюджет — за последние 8 лет мы следили за бюджетами, ничего подобного нет. Посмотрите, сколько людей уволили за взятки и коррупцию. Я не могу сказать, что есть какие-то серьезные успехи в этом деле», — резюмирует экс-премьер Армении.
Добавим, что на днях Комитет по управлению госимуществом опубликовал данные о возврате государству имущества незаконного происхождения. Согласно им, восстановлено 21 единица недвижимости и 1 транспортное средство, включая тот самый «Рэндж Ровер», гараж и земельный участок.
Марианна Каграманян
Կարծիքներ