Запад не занимает проармянскую позицию, поскольку Армения - не их союзник

Запад не занимает проармянскую позицию, поскольку Армения - не их союзник

Некоторые силы, именующие себя прозападными, предлагают вынести вопрос членства Армении в ЕС на референдум. Мы побеседовали с Андриасом Гукасяном, председателем «Армянской конструктивной партии», который является сторонником сближения Армении и ЕС.

- Вопрос заявки Армении на членство в ЕС актуализировался после последних выборов в Европарламент.

- Евросоюз поставил этот вопрос перед РА в марте текущего года. Европарламент принял резолюцию, предлагающую Европейской комиссии рассмотреть возможность предоставления Армении статуса кандидата в члены ЕС. Новый состав Европарламента существенно не изменился, чтоб допустить возможное изменение политики ведущих держав ЕС в отношении расширения ЕС. В чем особенность этого решения? В том, что руководящие органы ЕС пришли к решению, что нет смысла ждать, пока Грузия, Украина и Молдава разрешат свои территориальные проблемы. В этом и новизна подхода ЕС. До этого замороженные конфликты были серьезным препятствием для вступления перечисленных государств в ЕС. ЕС решил рассмотреть их кандидатуру, Это касается и Армении.

Во время визитов в Грузию и Арменю различные структуры ЕС высказывали идею относительно того, что обе страны должны пройти этот путь вместе. Это геополитическое решение - расширить ЕС на Южном Кавказе за счет двух стран, приблизить территорию ЕС к границе с Ираном и исключить влияние России и Турции на Армению и Грузию. Вопрос о членстве Армении в наднациональных международных организациях решается путем референдума, то есть для подачи заявки на членство в ЕС референдум является обязательной процедурой. Естественно, пока не будет выяснена позиция правящей власти по идее референдума, о евроинтеграции можно говорить только на уровне добрых намерений.

- Продвигать европейскую повестку пытаются маргинальные силы политического поля – партии одного человека, которые сотрудничают с правительством.

- Инициатива о проведении референдума исходит от Еврокомиссии в Армении. Силы, объявившие себя прозападными, активно контактируют с комиссией. Преимуществом этих слушаний будет уточнение позиции правящей силы. Не думаю, что Пашинян и элита ГД настолько свободны, чтобы выносить вопрос на референдум. Они, в лучшем случае, воспользуются этой возможностью во время выборов, как это сделал в свое время Серж Саргсян. Но, если вы помните, это так и не стало референдумом доверия Сержу Саргсяну, а стало протестным голосованием в пользу Раффи Ованнисяна. Но такая идея может возникнуть у обанкротившейся ГД, чтобы за что-то ухватиться и попытаться облегчить бремя очевидной протурецкости, которое они взвалили на свои плечи и несут вперед, пропагандируя азербайджано-турецкие идеи. Судя по социологическим исследованиям, ГД не сможет выиграть выборы, если они пройдут в ближайшее воскресенье. А пример Сержа Саргсяна в том, что выдвижение на выборах проевропейской программы дает основание думать, что Европа закроет глаза на нарушения, как это произошло во время выборов в 2013 году, когда международные наблюдатели смотрели и не увидели, как Серж Саргсян раздавал деньги избирателям. Такие простые идеи могут сегодня обсуждать в ГД, но я не вижу в ней европейской политики. Я склонен оценивать «Гражданский договор» как протурецкую силу, цель которой – достичь формулы 3+3 и жить раскачиваясь. Сегодня бытует мнение, что у общества есть запрос на европейскую ориентацию. Насколько это так, необходимо провести серьезное исследование, но на данный момент я не вижу у ГД возможности реализовать такую политику. Они не заинтересованы в расширении инвестиций в Армению, они обслуживают интересы национальной олигархии и т.д.

- Вы сказали, что в 2013 году из-за ассоциации с Евросоюзом наблюдатели закрывали глаза на нарушения во время выборов, а сегодня Запад не увидел, как власти бросали гранаты в участников мирных протестов.

- Да, ЕС и США довольно лояльно относятся к действиям властей, направленным против своих политических оппонентов. Это обусловлено также тем, что эти оппоненты позиционируют себя как дружественные или поддерживающие Россию силы. Во время событий 12 июня также стало очевидно, что власть перешла, так сказать, предоставленный ей лимит, и удостоилась критики посла США в Армении, хотя и очень мягкой. События 12 июня власти Армении всячески раздувают, хотят показать, что в Армении существует серьезная угроза государственного переворота, и для этого они собрали во дворе Национального собрания всевозможные подразделения спецназа.

Это было сделано для представителей США в Армении, чтобы показать, какую большую опасность для Армении представляет движение архиепископа Баграта, что они намерены напасть, захватить Национальное собрание, как это произошло в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года, и им нужно было, чтобы произошло какое-то столкновение, взорвались гранаты. Если бы на этом фоне ничего подобного не произошло, все задались бы вопросом: если демонстрации проходят мирно, почему вы так преувеличиваете опасность, обвиняете архиепископа? Для этого властям и полиции в тот день нужен был повод, чтобы бросить гранаты в демонстрантов, но, у меня сложилось впечатление, что шоу не достигло цели, потому что версия об угрозе государственного переворота не сработала. Подобными методами Пашиняну удается срывать отношения с Западом, постоянно указывая на Россию, пятую колонну, что это они мешают ему, хотят совершить переворот, поэтому Армения проявляет сдержанность в отношениях с Западом.

- Вы думаете Запад честен по отношению к нам? США приветствуют заключение мирного соглашения, Боррелль говорит, что агрессор не может диктовать условия, но только в случае с Украиной, а на этническую чистку в Арцахе закрывают глаза.

- Я бы не сказал, что США, Франция и ЕС содействуют агрессивной политике Азербайджана. Конечно, есть также фактор Турции, которая является партнером США и пытается продвигать азербайджанскую повестку, но то, что ЕС обхаживает Алиева, на самом деле не так, и это видно также из выступлений Алиева․ Он критикует ЕС, США, напрямую ругает Францию. Ошибочно полагать, что отношения Азербайджана с Западом находятся на таком уровне, чтобы влиять, к примеру, на Арцахский вопрос. Ничего подобного. Большое влияние на все вопросы оказывают протурецкие власти и пророссийская оппозиция в Армении. В реальности у Запада нет опоры в Армении. Партии, вооруженные еврониколизмом, на практике не являются опорой ни для европейской повестки, ни для стратегических отношений с США и ЕС. США в основном работают с правительством или парламентской оппозицией. Позиции США, Франции и ЕС в отношении Армении не могут противоречить позициям властей Армении или парламентских сил. Проще говоря, со стороны США было бы бессмысленно критиковать Азербайджан, если силы в Армении просят не делать этого, а в региональных вопросах обслуживают российско-турецкие интересы. Это реальность, которая производит очень плохое впечатление на наше общество, которое видит, что у Запада есть четкое отношение к Путину, а Алиеву, который является не меньшим преступником, удается выйти чистым из воды. Но это обусловлено политическим раскладом пророссийских и протурецких сил в Армении.

Политика правительства Армении заключается в следующем: этнические чистки не являются препятствием для заключения мирного соглашения с Азербайджаном. Пророссийские силы также не могут дать оценку роли России в этом вопросе, которая была координатором этнических чисток, и в результате возникает такая ситуация. И «благодаря» нашим политическим силам будущее Арцаха полностью передано ЕС и США. Решение об оказании давления на Азербайджан, чтоб создать условия для возвращения армян, принимают они.

И это связано с поведением Республики Армения: насколько Армения останется в зоне влияния России, настолько США и ЕС не будут выдвигать жесткую позицию в отношении Азербайджана за нарушение прав армян. Сохраняя Армению под влиянием России и Турции, ограничивается возможность получения ожидаемой помощи Арцаху со стороны Запада. То, что отношения между Арменией и Западом до агрессии против Арцаха развивались довольно сдержанно, было обусловлено, в первую очередь, поведением самого правительства Пашиняна. После войны стало очевидно, что протурецкая политическая сила должна была направить все усилия на то, чтобы помочь Азербайджану и Турции избежать ответственности.

Мы были свидетелями этих эпизодов в Совете Безопасности ООН, когда обсуждался вопрос насильственной депортации армян Арцаха, и Пашинян заявил, что им ничего не угрожает. Подобная политика исходит из Армении. Резолюции Сената Франции, ЕС, стратегия сотрудничества США с Арменией не претворяются в жизнь из-за правительства Армении. Это оно сводит все на нет. Если мы посмотрим на политическую систему Армении, то в парламенте представлены протурецкая правящая сила и пророссийская оппозиция. То есть вся политическая система построена таким образом, чтобы противостоять политике Запада в отношении Армении. Это им удается в том плане, что программы, направленные Армении, представляются, а затем по каким-то причинам срываются. Вопрос в том, как долго Пашинян сможет играть параллельно на нескольких досках, обслуживая интересы как Турции, так и России, не отвергая США и Францию. И, конечно же, в какой-то точке противоречия между Западом и правительством Никола Пашиняна дадут о себе знать.

- То есть, европейские ценности и права человека обусловлены политическими силами Армении?

- Заместитель госсекретаря США О'Брайен, отвечая на вопрос об этнической чистке армян в Арцахе, сказал, что они проводят расследование, занимаются этим. Это говорит о том, что и ЕС, и США зафиксировали грубые нарушения Азербайджаном прав человека в Арцахе, но в качестве инструмента давления будут использовать тогда, когда сочтут, что им выгодно с геополитической точки зрения. Ожидать, что США и ЕС применят весь инструментарий против Азербайджана, в то время, как Армения находится в зоне российского влияния, мы не можем. Они не демонстрируют проармянской позиции, поскольку Армения не является их союзником, а продолжает оставаться союзником России.

 

Марианна Каграманян