Правительство в ужасе от мысли, что оппозиция может сложить мандаты

В Национальном собрании Армении, похоже, утвердился новый стиль поведения — грубость, оскорбления и поведение, больше подходящее для улицы, чем для высшего законодательного органа страны Акоп Аршакян, соратник Пашиняна, который угрожал бросить оппозиционных депутатов в «подвалы КГБ» и обзывао их «амбалами», теперь с трибуны парламента пригрозил одному из оппозиционеров: если тот не замолчит, он «вышвырнет его из зала заседаний». Раздражённый выступлением Левона Кочаряна, Аршакян обратился к нему в хамской манере: «Ара, Левон, знай свою меру. Эй, парень, сядь на место и слушай, что я тебе говорю. Успокойся на минуту. Выйди-ка отсюда. Что за наглость? Успокойтесь. Сядь и молчи, не то вышвырну тебя из зала. Ты мешаешь моему выступлению. Левон, твои слова мне неприятны, но я тебя не перебивал».
Соучредитель партии «Страна для жизни» Мане Тандилян в интервью газете «Грапарак» заявила, что нынешний парламент должен быть делегитимизирован, распущен, а на его месте создан новый. По её словам, парламент станет здоровым, только если в нём будут «здоровые политические силы». «Ещё во времена Священного движения мы говорили: у оппозиционных депутатов есть одна задача — делегитимизировать Национальное собрание», — подчеркнула Тандилян. Она добавила, что отказ от мандатов — это не юридическое, а политическое решение: «Они должны были сделать это ещё тогда. Однако оппозиция пошла по другому пути, занимаясь иными вопросами. Я глубоко убеждена, что это ошибка. Сохранять такой парламент — позорно для всей нации. То, что там происходит, просто отвратительно. Мне стыдно смотреть заседания НС с самого начала его работы — уже тогда было понятно, к чему всё идёт. Единственное, что сейчас может сделать оппозиция — это сложить мандаты и тем самым спровоцировать политический кризис».
По её мнению, отсутствие оппозиционных фракций неизбежно вызовет кризис, которого власти стараются избежать: «Они позиционируют себя как демократическую страну, бастион демократии. Но отсутствие оппозиции в парламенте и делегациях ярко демонстрировало бы реальное положение дел. Власть боится, что оппозиция сложит мандаты. Но и сама оппозиция не решается на этот шаг». Что касается возможности импичмента, Тандилян скептически оценивает шансы на успех: «У инициаторов просто не хватает подписей. Я не считаю, что это путь, который приведёт к результату. Год назад ещё можно было попытаться, но даже этого они не сделали. Мне непонятно, зачем они так держатся за свои мандаты. Если бы они отказались от них, это бы вызвало политический кризис. Парламент не может нормально функционировать без оппозиции».
Во время Священного движения архиепископ Баграт также высказывался о возможности сдачи мандатов. Он подчёркивал, что оппозиционеры не держатся за мандаты: «Они сделают это, когда будет эффективно. Сами депутаты говорили, что вопрос отказа от мандатов постоянно в повестке. Важно — когда и каким образом и насколько эффективно. Бессмысленная сдача ничего не даст. Но вопрос остается открытым, они прекрасно понимают, в какой реальности находятся». Оппозиционные депутаты считают, что простое сложение мандатов не обязательно приведёт к кризису. Более того, их могут обвинить в бегстве с политического поля.
«А вдруг после этого те же люди скажут: вы знали, что подписывается капитуляционный документ, вот и сбежали? Если кто-то думает, что мандаты дают нам какую-то выгоду или благосостояние — он глубоко ошибается», — заявил Ишхан Сагателян. «Если вы объясните, какую реальную пользу принесёт сдача мандатов нашей борьбе — тогда давайте это обсудим».
По словам Арцвика Минасяна, для оппозиции отказаться от мандатов — вопрос одного дня, но всё должно сопровождаться общественным протестом: «Ничто не мешает сделать это. Но если не будет народного возмущения, которое способно сместить эту власть и не позволит ей воспроизвестись, мы просто реализуем этот сценарий до конца».
Председатель парламентского комитета по государственно-правовым вопросам, депутат от правящей фракции «Гражданский договор» Владимир Варданян считает, что даже если оппозиция сложит мандаты, ничего не изменится: «Работа парламента не может быть парализована из-за поведения отдельных депутатов или меньшинства. Это не лучшее решение и, в определённой степени, не соответствует демократическим принципам. Но никаких серьёзных последствий за этим не последует. Представьте, что небольшая фракция покидает парламент, и это приводит к его роспуску. Это означало бы, что мы будем сталкиваться с постоянными кризисами, что не вписывается в модель парламентского управления».
Лия Саргсян
Կարծիքներ