С одной стороны, граждан эксплуатирует государство, а с другой- предприниматели

С одной стороны, граждан эксплуатирует государство, а с другой- предприниматели

Создается впечатление, что Никол Пашинян решил наказать разные слои общества, используя различные методы давления, и в конечном итоге одержать победу над собственным народом. Выступавший в 2018 году с пламенными речами о равенстве, справедливости, отмене штрафов и камер видеонаблюдения, сегодня он душит людей налоговым бременем. Повышение подоходного налога, рост тарифов на транспорт, удвоение налога с оборота, увеличение налога на имущество и платы за вывоз мусора — таково «счастливое будущее», которое он обещал. С 1 января повышение налога с оборота уже оказало ощутимое влияние на население Армении. Теперь предприниматели  пытаются перед зданием правительства  озвучить свой запоздалый протест, но внесение изменений в уже вступивший в силу закон требует политической воли властей. Напомним, что налоговая нагрузка на малый и средний бизнес выросла вдвое, а в некоторых случаях — в три-четыре раза.

В конце прошлого года Пашинян записал короткое видео, в котором утверждал, что новый налог введен для «сокращения теневого сектора крупного бизнеса». Однако это не более чем ложь. Власти заявляют, что таким образом они вынуждают представителей малого и среднего бизнеса документировать весь свой оборот. Но подобный механизм существовал и раньше, и лишь немногие предприниматели пользовались им, так как далеко не все поставщики выдают официальные документы. Кроме того, что могут документировать, например, СМИ, парикмахерские, швейные мастерские?

Экономисты отмечают, что при внесении изменений в Налоговый кодекс правительство не учло региональные особенности: увеличение налогового бремени ударит по магазинам, гостевым домам и микробизнесу в отдаленных деревнях. Напомним, что в системе налога с оборота в Армении работают более 50 тысяч малых и средних компаний. Еще одно нововведение 2025 года — отмена возврата подоходного налога при ипотеке. Ранее гражданину, взявшему ипотечный кредит, могли вернуть уплаченный подоходный налог в размере процентных выплат по кредиту. Однако «революционеры»  посчитали, что будет  слишком хорошо для граждан РА. Повышение налога с оборота уже привело к резкому росту цен: бесконтрольные подорожания наблюдаются в  сфере общественного питания, салонах красоты и других секторах. Например, цены на стрижку и укладку выросли вдвое. Если государство увеличивает налоги на 10%, предприниматели, воспользовавшись этим, поднимают цены на 50-60%.

 Мы обратились в несколько компаний за комментариями. В салоне красоты «Аида» сказали, что стрижка теперь стоит 5000 драм вместо 3000, а укладка подорожала с 2000 до 3000 драм. В салоне «Имидж код» повышение цен не зафиксировано, но изначально их расценки были высокими: стрижка — 5000 драм, укладка — от 3000 до 5000 драм. В одной из парикмахерских города Абовян стоимость мужской стрижки выросла с 1500 до 2000 драм.  А в одной из парикмахерских города Абовян нам сказали, что стоимость мужской стрижки выросла с 1500 до 2 тысяч драм.

Резкое подорожание наблюдается и в ресторанах и кафе. В популярной сети «Ташир пицца» цены выросли значительно. Стандартные супы подорожали с 550 до 700 драм, жареный сыр — с 750 до 1100, аджарский хачапури — с 850-950 до 1050-1100 драм. Основные виды пиццы теперь стоят дороже, а один кусок подорожал со 100 до 150 драм. Бургеры теперь стоят 1200-1300 драм вместо 950. Рост цен затронул и столичные кафе. В некоторых заведениях в центре стоимость черного кофе увеличилась с 600 до 1000 драм.
Мы обратились в Комиссию по защите конкуренции с вопросом, почему в Армении наблюдается столь неконтролируемый рост цен. Представитель комиссии заявил, что они контролируют только компании, занимающие доминирующее положение на рынке, а салоны красоты и рестораны не входят в их сферу регулирования. «Возможно, эти повышения цен связаны с налоговыми изменениями и имеют экономическое обоснование, но мы регулируем только крупные компании, такие как поставщики продовольствия, бензина, дизельного топлива и т.д.. Этот вопрос не относится к нашей компетенции».

Айк Геворгян