Для   гражданина Арцаха, у которого в Арцахе похоронены ребенок,  брат, сестра и родители, слова «Арцах - это Азербайджан» - предательство

Для   гражданина Арцаха, у которого в Арцахе похоронены ребенок,  брат, сестра и родители, слова «Арцах - это Азербайджан» - предательство

 "Грапарак" задала несколько вопросов бывшему председателю Национального собрания Арцаха Артуру Товмасяну.
 
- В годовщину начала 44-дневной войны в пантеоне «Ераблур» вы общались с президентом Армении Ваагном Хачатряном и председателем Национального собрания Аленом Симоняном,  что было воспринято неоднозначно, учитывая, что они   представляют власти, сдавшие Арцах Азербайджану. Какой был контакт?

- По характеру, я  - человеколюбивый, а также  единственный армянин из 10 миллионов, который был приглашен и участвовал на инаугурации  всех президентов    Арцаха и Армении. С Ваагном Хачатряном  знаком с 90-х годов, когда я был председателем НС, а он был мэром, наши человеческие отношения сохраняются. Мы работали с Аленом Симоняном, у нас были встречи в Национальном Собрании РА. Это было наше первое общение за весь год. Мы даже не общались по телефону. Я сидел с Багунцем. Они подошли, поздоровались и интересовались состоянием моего здоровья после перенесенной операции. Я не оправдывался перед журналистами. У меня есть друзья из всех фракций НС РА, все они были в Арцахе, мы работали. Стыдно тому, кто сказал, что в Ераблуре мне позвонили из партии «Свободная Родина». Председателем этой партии на данный момент является Артур Товмасян.  Интересно, кто это не хочет со мной здороваться?

- Тот же Ален Симонян заявляет, что   государственные институты Арцаха представляет угрозу для Армении, что представительство Арцаха должно быть закрыто, что межпарламентскую комиссию Армения-Арцах нужно распустить. Какова ваша позиция по этим заявлениям?

- Я не разделяю точку зрения председателя НС РА. Межпарламентская комиссия не распускается в одностороннем порядке, она создана для всех созывов.

- Но те люди, с которыми вы, как вы говорите, сохраняете человеческие отношения и  продолжаете здороваться, говорят, что арцахского вопроса больше нет. Эта политическая команда передала Арцах Азербайджану. Это не препятствие для человеческих контактов?

- Человеческое общение на данный момент ограничилось приветствием, ничего  более.  Вам кажется, что Артура Товмасяна, посвятившего всю свою жизнь парламентской дипломатии, смогут убедить в том, что вопрос Арцаха закрыт? Они со мной обсуждали такой вопрос?

- Признайте, что для общественности неприемлемо, чтобы бывший председатель Национального собрания Арцаха так спокойно пожимал руку и  общался с одним из лидеров власти,  которая сдала Арцах, из-за политикой которой 120 000 арцахцев, в том числе и вы, были вынуждены покинуть родную землю.

- Сегодня я не могу трудоустроить своих сыновей. Если я пойду к ним и скажу, что разделяю их  точку зрения,  разве этот вопрос  не будет решен? Но я не делаю этого. Вы считаете, что я должен сказать: «Дорогие жители Армении, все, кто считают, что вопрос Арцаха закрыт  - мои враги?»  А что я должен делать? Выйти на улицу и спросить: «для вас вопрос Арцаха закрыт?» Если он скажет «да», я скажу, что перестаю с  ними  здороваться?  Нужно здороваться и говорить, что этот вопрос нельзя считать закрытым. Есть право на возвращение. Нужно поднять вопрос о наших памятниках архитектуры, которые подвергаются вандализму.  Разве не нужно говорить о праве на утраченное имущество?  Если я позвоню и скажу им, что хочу встретиться, они примут меня?

- Я не знаю, попробуйте, может эти  опасения дойдут до адресата

- Свои опасения по поводу ликвидации Арцаха я высказал в октябре.  Никто не может ликвидировать Арцах. Я сказал, что есть два пути: один путь  - путь ура-патриотизма, а другой - оценка сложившейся ситуации. Мы должны организовать нашу работу таким образом, чтобы не подвергать опасности наших соотечественников. В этом интервью я говорю о праве на возвращение.

- Господин Товмасян, считаете ли Вы политику властей Арцаха в отношении Арцаха предательской?

- Есть решение суда?  Мы настолько обесценили слово «предатель», что можем обзывать друг друга предателями.

- Признание Арцаха частью Азербайджана - не предательство?

-  Арцах - это Армения и все. Это было правильно?

- Из всех властей Армении  только  нынешняя документально признала Арцах частью Азербайджана.  В последнем решении Конституционного суда говорится, что отменяется ссылка на Декларацию о независимости. Итак, это предательство или не предательство?

 - Для гражданина Арцаха Артура Товмасяна, это - предательство,  для  депутата арцахского парламента нескольких созывов, бывшего председателя Национального собрания – у вас нет решения суда.  Для интеллигента и гражданина Арцаха, у которого в Арцахе похоронены ребенок, брат, сестра и родители, слова «Арцах - это Азербайджан» - предательство.

- А как бывший председатель Национального собрания Арцаха, дадите ли вы этому политическую оценку?

- Должна быть создана независимая комиссия.  Наша более чем тридцатилетняя жизнь показывает, что должно пройти время, должна осесть пыль, чтобы к власти пришел кто-то новый, который не будет не из того, не из другого крыла, чтобы создать эту комиссию и все прояснить. Есть много вещей, о которых мы с вами не знаем. Вот сейчас я даю вам интервью как  вынужденный переселенец или как  беженец?   Республика Армения  моя родина? Я не видел в Армении человека, который сказал бы «нет». Теперь, если это моя родина, я не должен называться беженцем, я должен считаться насильственно перемещенным. Я буду считаться беженцем, если покину пределы своей Родины через Баграташен или «Звартноц».  В закон «О беженцах» в Армении должны быть внесены поправки. Его нельзя применять  по отношению к нам. Я не встречал депутата, который сказал бы мне, что я беженец. У нас должен быть статус насильственно перемещенных лиц. Я могу быть беженцем в России, Европе и Америке.

- Действующие власти не признали синие паспорта арцахцев паспортами граждан РА.

- У меня есть дипломатический паспорт, который действует до 2025 года. По этому паспорту я гражданином Армении или нет?  Эти вопросы должны быть решены за столом. Если мое приветствие приведет к обсуждению политических вопросов, я готов ради народа Арцаха.
 
- Но они не готовы, говорят, что государственных институтов Арцаха не существует.

- Они Багунца не принимают.  И мне позвонить и  получить отказ?

Марианна Каграманян