Армения не извлечет из всего этого никакой выгоды, потому что у нее нет желания

Напряженность в российско-азербайджанских отношениях не спадает, а усиливается. Ситуация обострилась до такой степени, что Баку угрожает подать иск против России в международный суд из-за крушения азербайджанского самолета в Казахстане в декабре прошлого года, в результате которого погибли 38 человек. Азербайджанские официальные лица и СМИ выражают недовольство тем, что российское правительство до сих пор не признало своей вины и не выполнило требования президента Алиева: не наказало виновных и не возместило ущерб. Кроме того, в Баку приостановлена деятельность Русского дома, а с его здания удалены некоторые надписи на русском языке. «По требованию Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики представительство Россотрудничества - Русский дом в Баку приостанавливает свою деятельность», — говорится в заявлении организации.
Какую выгоду может получить Армения от ухудшения российско-азербайджанских отношений? Как может повлиять возможное потепление российско-американских отношений на российско-армянские и российско-азербайджанские связи? Если международные организации действительно осуждают Баку, то почему в Азербайджане продолжаются случаи жестокого обращения с армянскими военнопленными? На эти и другие вопросы издание «Грапарак» побеседовало с азербайджановедом Армине Адибекян и политологом Ервандом Бозояном.
Армине Адибекян, говоря о российско-азербайджанских процессах и их последствиях, отметила: «Армения не может извлечь выгоду из данной ситуации, так как важнейшим фактором является желание, которого у неё нет. Армянские власти проводят политику, которая, несмотря на наличие множества возможностей, не приносит ничего, кроме вреда. Если бы Армения хотела выйти победительницей, она бы учитывала все военные, экономические и дипломатические рычаги, которые использует Азербайджан в отношениях с Россией». Умные власти воспользовались бы. Она также подчеркнула, что кризис в российско-азербайджанских отношениях на самом деле не такой глубокий, как может показаться на первый взгляд, и носит временный характер. Азербайджан периодически устраивал подобные демарши, но со временем отступал.
Достаточно вспомнить кризис в азербайджано-иранских отношениях, когда Баку даже совершил нападение на посольство Ирана. Однако спустя время стороны нашли компромисс, и конфликт был урегулирован. Иранско-азербайджанские отношения гораздо более глубокие и сложные, чем российско-азербайджанские. В Азербайджане даже судили и пытали проиранских деятелей, но это никак не повлияло на межгосударственные отношения.
Адибекян считает, что Азербайджан стремится к большей независимости от внешних игроков. Когда влияние России ослабнет, но российско-азербайджанские официальные отношения, то они станут более прагматичными. Однако речи о разрыве связей не идет. Такими шагами Азербайджан лишь укрепляет свои позиции. Россия не предпримет резких шагов в пользу Армении, чтобы наказать Азербайджан, так как находится в сложной ситуации и избегает агрессивных действий. За последние 30 лет не помню случая, чтобы Россия использовала подобные кризисы как повод для серьезного противостояния. В настоящее время Баку нужен Москве так же, как Москва нужна Баку, а значит, резких изменений в их отношениях не будет. Россия ни в коем случае не будет рассматривать Армению в качестве альтернативы.
Когда речь идет о последствиях отношений США и России, а также о дальнейших шагах России и Азербайджана, важно понимать, что влияние в регионе могут оказывать только государства, непосредственно в нем находящиеся. В настоящее время на взаимоотношения между Россией, Арменией и Азербайджаном могут влиять только эти три страны. США, по крайней мере на видимом уровне, приняли решение не вмешиваться во внутренние дела государств региона. Дональд Трамп сосредоточен на одной ключевой задаче — нейтрализации мировых конфликтов. Что касается вопроса пленных, то без заинтересованности Армении ни одно другое государство не сможет эффективно им заниматься. Никто не решит наши проблемы за нас, и никто, кроме нас самих, не заинтересован в том, чтобы мы жили хорошо, безопасно и имели перспективное будущее.
Политолог Ерванд Бозоян, комментируя ситуацию, добавил: «Мы можем говорить о дальнейшем развитии азербайджано-российских отношений, но что касается статуса Армении и возможных выгод для неё, то их не предвидится. Армянские власти сами свернули с пути развития: из-за пассивной позиции страна потеряла стратегические отношения с Россией. При этом Армения не смогла выстроить таких же прочных связей с Западом, что поставило её в еще более уязвимое положение».
По его мнению, одна из причин ухудшения российско-азербайджанских отношений заключается в том, что официальный Баку хочет показать своим западным партнерам ухудшение отношений с Россией, а Москве показать свою независимость, а также сказать, что русские больше не смогут оказывать давление на них. Азербайджан стремится проводить сбалансированную политику между Западом и Россией и добивается уступок от Москвы по различным вопросам. В результате Алиев укрепляет свою роль в регионе и повышает статус Азербайджана как ключевого игрока. Он также ожидает, что Россия пойдет на уступки по различным вопросам.
Айк Геворгян
Կարծիքներ