Это сигнал для команды Трампа о том, что правительство РА работало против них
Интервью с политологом Степаном Даниеляном
- Мир был в ожидании итогов президентских выборов в США. С победой Трампа консерваторы зафиксировал успех. Что изменит с этой победой в горячих точках мира?
- Многие в регионах, где сложилась военная ситуация, задают себе этот вопрос. На мой взгляд, на этот вопрос нет однозначного ответа, потому что, если задать тот же вопрос Трампу, он должен честно сказать, что ему нужно время. Но в целом политика демократов не будет продолжена. Во-первых, выделяемые на демократию гранты и государственные средства, основанная на идее демократии международная политика, будут заменена на реальную практическую политику. Если украинский и израильско-иранский конфликты получат какое-то разрешение, другие конфликты будут разрешены в той же логике.
- Возможен ли консенсус между США и Россией по Украине? Европа была обеспокоена исходом выборов в США. Близко ли решение проблемы?
- Очень интересен комментарий МИД России, в котором говорится, что Демократы провалила свою политику в отношении России, однако при диалоге с Вашингтоном Россия будет жестоко отстаивать свои национальные интересы, чтобы мир в Украине был установлен на их условиях. Как поведет себя администрация Трампа? Я думаю, что он склонен находить решения, но, учитывая стиль Трампа, он попытается сделать это с помощью некоторого давления. Проблема в том, что обе стороны готовы к прекращению украинского конфликта, но Россия настаивает на своем варианте, при Трампе нужно заставить Россию пойти на уступки. Результат трудно предсказать. Я не думаю, что решение будет быстрым, потребуются месяцы, чтобы Трамп сформировал новую команду, приступил к обязанностям президента, провел какие-то консультации с Россией. Это займет время.
- Как избрание Трампа повлияет на сценарии на ближневосточном фронте, учитывая его отношение к Ирану?
- Я не думаю, что у Трампа антииранские взгляды, он просто занимает произраильскую позицию. А это связано как с его семьей, так и с поддержкой, которую оказала ему еврейская община в ходе его президентской компании. Но в Израиле возникла серьезная проблема - раскол общества.
В ходе этих выборов, когда Нетаньяху сменил пользующегося большим авторитетом в Израиле министра обороны, в стране начались протесты. Значительная часть общества ненавидит премьер-министра, а Израиль находится в состоянии войны. Одно дело иметь произраильскую позицию, совсем другое - произизраильская позиция, когда общество расколото. Здесь возникает вопрос, в чем заключается полпроиизраильское решение? Идти до конца, как говорит премьер-министр этой страны, или наоборот?
- После избрания Трампа грузинские сценарии, похоже, замораживаются? Как эта победа повлияет на конъюнктуру армяно-азербайджанских отношений на Южном Кавказе, в том числе?
- Что касается Грузии, да, я думаю, что с этой победой оппозиция Грузии осиротеет, потому что идея смены власти в Грузии принадлежала демократам, и действующие власти Грузии возлагали большие надежды на выборы в США. Для них это стало хорошим решением. Внутриполитическая ситуация в Грузии несколько успокоится. Что касается армяно-азербайджанских отношений, то поскольку Израиль и Великобритания «крышуют» нынешнее правительство Азербайджана, и, учитывая подход Трампа к Израилю и то, что главным партнером Трампа в Европе является Орбан, у которого особые отношения с Алиевым и который признает Венгрию частью тюркского мира, я думаю, что здесь у нас проблемы. Азербайджан и его президент сделали ставку на Трампа до выборов и открыто и недвусмысленно заявляли об этом.
- В отличие от Азербайджана, ожидания властей Армении были связаны с демократами. Публикации в социальных сетях близких к власти сателлитов сегодня говорят об их разочаровании. Как правительство Пашиняна воспримет смену власти в США?
- Отложим в сторону то, кто что пишут в социальных сетях. Это несущественно. В прессе распространилась информация, которая, я думаю, достоверна, что посол Армении в США присутствовал на предвыборном мероприятии Харрис, а когда посол присутствует на предвыборном мероприятии одной из двух конкурирующих команд, это официальная позиция Армении. То есть Армения официально поддержала одного из кандидатов, они продемонстрировали свое отношение на выборах в другой стране. Это сигнал для команды Трампа о том, что власти РА действовали против них. Я не могу сказать, к каким последствиям это приведет.
- Было ли заявление Трампа по Арцаху популистским, рассчитанным на голоса армянской общины? Изменится ли политика в вопросе Арцаха?
- Я думаю, что это было предвыборным заявлением ради получения голосов армянской общины. Было бы смешно иметь какие-либо ожидания как от этого заявления, так и от звонка Католикосу Араму I.
- Какова будет позиция Трампа по так называемому Зангезурскому коридору? По мнению аналитиков, бенефициаром здесь была администрация Байдена?
- В этом вопросе важную роль сыграют отношения между Трампом и президентом России. Если эти отношения будут хорошими и будет найдено какое-то решение по Украине, то США будут учитывать интересы России и на Южном Кавказе, потому что одно вытекает из другого. Если это произойдет, то давление с целью открыть коридор для тюркского мира может быть ослаблено.
- На фоне возможной разрядки американо-российских отношений возможно ли возвращение России в регион?
- Я думаю, Россия и не уходила из региона, чтобы возвращаться. Другой вопрос, будет ли она более активной. А это будет зависеть от ситуации в Украине. А вопрос власти в Армении должен решать армянский народ. И если он попытается это сделать, ему никто не помешает.
Марианна Каграманян
Կարծիքներ