Турция ввязалась в то, что выше ее сил и возможностей

Турция ввязалась в то, что выше ее сил и возможностей

Президент Сирии Башар Асад покинул Сирию, предварительно дав указанин передать власть мирным путем, и вместе с семьей отправился в Москву. О событиях в Сирии и активизации Турции мы поговорили с тюркологом Рубеном Сафрастяном.

- События в Сирии воспринимаются и интерпретируются в Армении по-разному. Некоторые эксперты прогнозируют усиление влияния Турции, что может негативно сказаться на регионе, в частности на Армении. Многие также отмечают, что это был очередной заговор России против Сирии, и   Россия снова предала своего давнего союзника. Что, по вашему мнению, произошло? Как это может повлиять на армяно-турецкие отношения? Какие выводы Армения должна сделать из всего этого?
 
- Произошедшее было инициировано Турцией, которая и стоит  за всем этим. Турция нарушила Астанинские соглашения. С Россией были двусторонние соглашения. Мы должны констатировать, что армия Асада не воевала. Я не думаю, что произошедшее окажет непосредственное влияние на наш регион. В частности, ситуация в регионе, на мой взгляд, не изменится.

- Разве события в Сирии не означают, что туранский мир восстанавливается, план Великого Турана реализуется, и турки не остановятся. Они попытаются захватить и другие территории?

- Турция инициировала и реализовала все это, но есть одно замечание. Турция сама не ожидала, что сможет достичь желаемого так быстро. Турция берет на себя большую ответственность из-за Сирии. Турция на самом деле не входит в число могущественных государств мира, и возникает сложная проблема. Возможно, она вообще не сможет выбраться из всего этого. Ей нужно удержать Сирию под своим контролем, но сможет ли она?  Довольно сложный вопрос. Они хотят подчинить себе Сирию. Но хотеть -  одно, а реализовать -  другое.

- А почему она не сумеет добиться поставленных перед собой целей?

- Возможности Турции не настолько велики, чтобы решать подобные вопросы.  Нужно обладать достаточным авторитетом. В настоящее время в Сирии воюют различные группировки, что может привести к гражданской войне. Турция должна суметь их всех удержать под своим контролем, что   не так-то просто. Необходимы управляемые процессы. Вся суть в том, что Турция ввязалась в то, что выше ее сил и возможностей. А потом, я не думаю, что Турция проявит активность в нашем регионе, по крайней мере, в ближайшее время. Почему? Потому что  она будет занята более важными вопросами. А без Турции Азербайджан ничего не сможет сделать. Конечно, может пойти на провокации, предпринять попытки давления, но, по большому счету, в ближайшие месяцы никаких процессов не может произойти.

- То есть, мнение, что Турция претендует на то, чтобы стать сверхдержавой – миф?

- Нет, действительно претендует, но   одного желания – мало. Турция по своей сути является средним государством. Эрдоган недавно сказал, что они хотят стать одним из полюсов многополярного мира, но это всего лишь желание, амбиции и стремление. Есть объективные показатели.

- Какие показатели?

- Например, ВВП Турции говорит совсем о другом. Хотя вооруженные силы Турции очень сильны, но не настолько, чтобы вести самостоятельные действия. Турецкая армия находится под влиянием США. Речь идет об очень большом влиянии. Да и в мире у Турции не такой уж большой авторитет. В конечном счете сверхдержавой становятся благодаря авторитету. У Турции нет такого авторитета, хотя она и хочет этого. Амбиции Эрдогана велики, но для этого нет никаких оснований.

- Почему вы уверены, что Азербайджан не воспользуется удобным случаем?

- Без Турции не сможет. Без согласия и поддержки Турции, она не сможет предпринимать никаких действий, она может добиться уступок только путем давления, может пойти на провокации, но большой войны не будет.

Айк Геворгян