Риторика фрустрации: психологические аспекты выступлений лидеров

Выступления и послания политических лидеров играют важную роль в формировании общественного мнения, мобилизации поддержки, управлении кризисами и продвижении политических инициатив. Они помогают им напрямую обращаться к гражданам, разъяснять свою позицию и обосновывать принятые решения. Такие выступления используются также для укрепления легитимности власти и демонстрации лидерства.
Нередко выступления лидеров могут показаться лишенными политического содержания и неуместными с точки зрения обсуждаемой повестки. Но их изучение с иной – психологической - точки зрения может оказаться занятием плодотворным, позволяя раскрыть психическое состояние лидера, его предубеждения и беспокойства. Излишне эмоциональные выступления помогают специалистам понять натуру лидера и, тем самым, выявить его уязвимости.
Объясняется это тем, что в кризисных ситуациях и, в частности, под давлением общественных ожиданий, высказываясь эмоционально, политические лидеры невольно раскрывают свои личные переживания, страхи и тревоги. Такие выступления служат сигналом об их внутренней нестабильности, стрессе, острой нужде в социальном оправдании своих решений, особенно в отсутствии рациональных аргументов или их недостаточной убедительности. Подобные психологические проявления выявляют мотивацию оратора, его скрытые намерения и суть стратегии, к которой он собирается прибегнуть в своей деятельности.
Для понимания этого феномена крайне полезна теория фруструации, впервые представленная армянскому читателю более 40 лет назад крупнейшим армянским психологом профессором Альбертом Налчаджяном.
Он определил фруструацию как состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, возникающее вследствие неудовлетворения собственных мотивов и приводящее к отказу от провозглашенных и крайне ценных целей. В результате под влиянием проблемной ситуации у личности может возникнуть глубокое разочарование, подавленность, ненависть, агрессия, или произойти активная внутренняя переориентация личности на новые и более «высокие» цели взамен тех, от которых пришлось отказаться. С точки зрения практической психологии, крайне важны те защитные психологические механизмы, к которым прибегает личность для того, чтобы противостоять и избавиться от фруструации.
Многообразие фруструрирующих ситуаций индивида обычно связано с проблемами:
• Социализации с момента рождения — трудности в адаптации к социальным нормам и ожиданиям.
• Участия в социальных группах — непринятие, отторжение или изоляция со стороны семьи, класса, коллектива, общества и др.
• Борьбы за престиж и лидерство — стремление к высокому социальному статусу, сопровождающееся неудачами.
• Личной жизни — неудовлетворённость в отношениях и эмоциональных связях.
Несмотря на многофакторность фруструаторов, все фрустрирующие ситуации обычно интериоризируются личностью и тем самым порождают внутренние конфликты между ее мотивами и действительностью. Для их преодоления человек прибегает к таким защитным механизмам, как фантазия, агрессия, рационализация, вытеснения и др.
В этом контексте не случайно, что политические лидеры весьма часто обращаются к фантазиям и фантазированию как универсальному защитному механизму фрустрированной личности, выраженными изложением своих видов на «светлое будущее». Именно в таких фантазиях находят свое «решение» те нерешенные задачи и неудовлетворенные желания, реализация которых стала невозможной по вине самого лидера. Продолжительная фрустрированность вынуждает человека прибегнуть к беспочвенному фантазированию, что позволеет ему максимально удалиться от реалий действительности и перенестись в мир неосуществимых, но пленительных грез.
Фруструация личности может проявиться через неординарные формы поведения, двигательной и речевой активности. Последняя, в частности, выражается в замысловатых, псевдофилософских и провидческих выступлениях и обращениях. Они весьма откровенно демонстрируют страстное желание оратора избавиться от мучительного прошлого. Подобные речи часто свидетельствуют о том, что оратор крайне не удовлетворен также и настоящим, так как оно лишено серьезных предпосылок для реализации. Из-за этого фруструрированная личность стремится быстрее расстаться с настоящим и поскорее метнуться в будущее. Именно в будущем, созданном яркими фантазиями и буйным воображением, он чувствует себя абсолютно свободным и не стесненным какими-либо обязательствами и ограничениями.
Погружение в психологические глубины речей и обращений политических лидеров позволяет обнаружить тонкие нити, связывающие их внутренние переживания с публичной риторикой. Раскрываются механизмы, посредством которых неудовлетворённые амбиции и скрытые тревоги лидеров трансформируются в образы «светлого будущего». Фантазирование служит не только средством психологической защиты, но и инструментом влияния на общественное мнение, позволяя лидерам уклоняться как от неудобных реальностей настоящего, так и страхов и переживаний прошлого. Анализ психологических процессов помогает не только понять смысл и мотивы коммуникации политиков, но и более критически оценить их намерения.
Однако, для христианина лучше руководствоваться библейской мудростью о важности сосредоточения на настоящем и решении актуальных проблем, вместо побега в иллюзорное будущее. Именно это напутствовал нам Апостол Матвей своим посланием: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (от Матвея святое благовествование, 6:34).
Армен Мартиросян
Կարծիքներ